Неделя грациозной лошади странным образом навеяла мне воспоминания о выставке в галерее Национального художественного музея в Минске витебского художника Сергея Васильевича Кухто (1959–1999). На выставку я откровенно попала случайно, да и в Минске пребывала проездом, но его картины навсегда оставили внутри меня какой-то магический след. Первое впечатление — «Смешались в кучу кони, люди…», но не все так просто…
Так вот сегодня я хочу вас познакомить с этой удивительной и загадочной личностью.
Дабы внести интригу скажу, что Сергея Кухто называют «Витебским кентавром». А все потому, что центральный персонаж картин Сергея Кухто — кентавр. Сюжеты восходят к античной мифологии, однако мотивы переосмыслены, поданы в свободной индивидуальной манере.
Работы выполнены маслом, выдержаны в духе постмодернизма. Сергей Кухто ушел из жизни в возрасте 40 лет.
Вспоминая детство и истоки своего пути в искусство, Сергей Кухто писал: «Помню, как мы с матерью стояли у окна и она мне нарисовала жеребёнка настолько хорошо, что мне показалось, вот-вот он заскачет на своих длинных ногах. Я был восхищён». Позже, уже во время учёбы в школе, он очень любил путешествовать. Забрасывал портфель в снег и шел играть по старому городу и витебским оврагам. Мечтал стать художником. До пятнадцати лет накопилась толстая папка с собственными рисунками, большинство которых составляли наброски и зарисовки лошадей.
В конце 1970-х Сергей Кухто напишет: «Хочу нарисовать кентавра со своим лицом и телом…». Это было начало создания собственной мифологии. Образ кентавра, который складывался на протяжении многих веков, художник словно примерял на себя, чувствовал близость и сходство с этим персонажем, которого Хорхе Луис Борхес в своей «Книге вымышленных существ» назвал «самым гармоничным созданием фантастической зоологии». Позже кентавр на полотнах художника будет представать то гордым Наполеоном, то ироничным Арлекином, то простолюдином Полканом.
Кажется, в образе мифического существа Сергея Кухто особенно привлекал конфликт, заложенный в самой сути кентавра: соединение мужской солярной силы (образ лошади) и высокого духа человека.
Подавляющее большинство известных нам живописных композиций созданы Кухто в период 1992–1999 годов. Некоторые из сюжетов его полотен и зарисовок повторяются, но интерпретируются иначе. Сергей Кухто не писал точных копий своих картин, не тиражировал удачно найденные сюжеты. Но особенно волновавшие его темы и образы нередко превращал в целые серии.
Кентавр Сергея Кухто — странник, перед ним раскрываются необъятные просторы. В нескольких произведениях на втором плане показаны ратуша и фрагменты застройки Витебска. Одиночество кентавра очевидно, но нередко рядом с ним появляется подруга-спутница.
Первая персональная выставка художника состоялась только спустя год после его смерти. В экспозицию вошли произведения, которые в то время уже находились в частных коллекциях. На выставке было представлено около 30 живописных полотен, большинство из которых витебские зрители увидели впервые.