Вчера еще раз побывал там, куда так тянет последнее время — на выставке Сергея Кухто. Не картины внешне, а внутренняя суть того, кто создавал их, привлекает меня. И будучи довольно холодным и даже некомпетентным ценителем изобразительного искусства, всегда стараюсь разобраться в душе того, чье внешнее проявление привлекло. Характер работы зависит только от человека, стоящего за нею. Можно прожить жизнь, создавая бестолковые «произведения искусства», и можно творить, работая дворником.
Меня всегда волновала глубинная суть последних — творящих людей. А их произведения являлись лишь не всегда совершенным отображением души человека. Не совершенным потому, что мы — хотим или нет — не в силах стопроцентно верно передать то, что, чувствуем, в силу несоответствия своего внешнего «я» с собственным внутренним «я».
Думается, Кухто был человеком, который смог довольно близко подойти к своей внутренней сущности. Он очень тонко чувствовал ее, так же, как и суть нашей жизни. Он мог жить в этом мире и имел смелость быть независимым от него.
Почему именно ему и таким, как он, удается это?.. Тут замешана ее величество Свобода. Не внешние проявления, о которых мы печемся, а свобода внутреннего состояния нашего, свобода совести и свобода Жизни.
Идущий по жизни один.
Это далеко не слова-бравада, которые применяются к духовным одиночкам. Меня давно не удивляет, что любой из нас может прийти к одной и той же истине, постоянно работая, осмысливая ее, переживая в том духовном мире, который неосязаем, многими отрицаем, но который так наглядно существует, когда начинаешь прикасаться к нему…
У любого из нас может быть своя правда или свое мнение о чем-то. Трудно, но вполне возможно дойти до понимания, что существуют также общезначимые истины: по-другому — законы нашего существования, которые — нерушимы, едины и вечны.
К подобным общечеловеческим истинам прикасался Сергей Кухто. Ведя жизнь душевного затворника — абстрактную, нереальную в понимании многих, — он просто не мог не приходить к ним.
Сергей Кухто ушел телом. Уверен — не духом. Случайно ли выбран объектом его полотен бессмертный Хирон?..
Теперь – о самих картинах.
Дух их поразил меня. За ними — тот человек, который мог отвлеченно идти по жизни и не принимать за таковую ту внешнюю сторону, которую мы видим и которую ошибочно привыкли назвать этим словом. «Жизнь — не то, что мы видим, а что думаем о ней» — это утверждение вполне можно отнести к взглядам Сергея Кухто.
Его одинокие, в сущности, кентавры зачастую видны со спины; иногда в профиль; иногда край шапки-треуголки, как бы невзначай, при наклоне головы, прикрывает основную часть лица — глаза. Это совсем не мешает увидеть в человеке мощную, но в то же время трепетную и ранимую сознательную суть. Мощную в том смысле, что совершенно ничто давящее извне не могло выбить этого человека-коня из мира глубоко внутреннего, мира своего настоящего духовного «я». Трепетную и ранимую — оттого, что и должна-то настоящая душа сочетать два начата: силу и слабость, что, по-видимому, и было присуще художнику. Подтверждение первому мощный мускулистый торс, крепкие широкие копыта. Второму же: задумчивое созерцание пейзажей родных мест.
На картинах «Озимые», «Домик у оврага» отсутствует буйная растительность. Снег покрывает землю, одинокие всходы поверх него, такие же дерзкие голые деревья, еле угадываемая колея дороги, тропинка, ведущая к дому, — все это, казалось бы, небогатое убранство полотна тем не менее настраивает на размышления. Опять приходим к выводу: как важно чувствовать не внешнюю, а скрытую прелесть жизни.
Примерно то же впечатление о «Ледоходе», где все полотно занимает пейзаж и на первом плане кентавр со спутницей на спине. И лишь где-то в уголке виден кусочек ленты-реки с плывущими льдинами. Но состояние пробуждения реки, как в зеркале, читаем в лицах, наблюдающих это чудо. «Переправа»!.. Это то, что запомнилось мне; то, что и должно быть в нашей жизни… Осторожно ступающий по тонкому уже льду (невдалеке и полынья виднеется) реки-жизни мощный кентавр, Длинная березовая жердь заложена за плечи, как подстраховка. Лицо человека сосредоточено и полно ответственности за ту, которая за спиной. Беззащитная и хрупкая, стоит она в ожидании, когда будет найдена переправа. И как вознаграждение за труды свои — блаженный «Привал». Он заслуженно отдыхает, положив голову на попону. Она бодрствует — охраняя сон того, кто призван идти первым…
Василий Рязанов
«Витебский курьер»
26 мая 2000