Письмо
Terra incognita
Здравствуйте!
Позволю себе в первый и, может быть, в последний раз обратиться к Вам по поводу некоторых важных для меня вопросов. Впрочем, нет, не в первый. Некоторое время тому назад я звонил в редакцию, но Вы, похоже, не поняли «что это было».
Но я все же хочу высказать свое отношение к темам, которые, как я заметил, являются если и не приоритетными в вашем издании, то, во всяком случае, и не последними.
Не раз приходилось слышать, что Витебск — это «культурная столица», город фестивалей и выставок. Выставок действительно проходит много, но сколько из них оставляют след, нет, не в культурной жизни города (все они, судя по рецензиям — «события», «высоты» и «достижения»), а в вашем мировосприятии, многие ли запомнились и не заставили вас пожалеть о зря потраченном времени?
В этой карусели вернисажей больше творческих разочарований. Вот дилетант, нашедший спонсора, вот недоучившаяся студентка, а это «король», которому никто не скажет, что он голый, а следом идет запутавшийся в терминах «концептуалист». И вот на этом фоне меня поразил художник, работ которого я раньше не видел, выставок не посещал (да их, наверное, и не было) и даже имени его не знал. Всего три работы этого художника случайно увидел я, продававшимися в салонах. Возможно автор ими не дорожил, не считал лучшими, но даже эти три вещи не оставили меня равнодушным.
Это была для меня terra incognita, о существовании которой я догадывался, которая являлась лишь во сне, но не такая реальная и осязаемая. Передо мной раскрылся яркий, своеобразный мир Художника, Мастера. Мир, не похожий ни на что, и в то же время вызывающий ассоциации и аллюзии, приглашающий в путешествие во времени и пространстве. Известное в череде легенд и мифов представало одновременно незнакомым и загадочным. Это была мечта о красоте, взгляд, устремленный в прошлое, черпающий вдохновение в толще веков, романтизм, питаемый ностальгией по безвозвратно ушедшему.
Я говорил себе: «Этого не может быть», поскольку со своим критическим умом старался найти недостатки, а находил лишь безупречный вкус. Хотя о чем можно судить на основании всего лишь трех работ!
Позднее я узнал имя художника — Сергей Кухто. А совсем недавно вы сообщили о его смерти…
Вы знаете? Может быть, это и хорошо, что мне о нем больше ничего не известно. Пусть остается terra incognita. Вечная и недоступная.
В заключение должен заметить: фраза, опубликованная вами о работах С.Кухто в зарубежных галереях и о полном их отсутствии в витебских, говорит лишь о глухом и безнадежном провинциализме Витебска, этой очень «культурной столицы».
До свидания! 17.01.2000 г.
От редакции. В отделе культуры Витгорис-полкома сейчас готовят выставку Сергея Кухто, которая должна открыться в апреле.
“ Витебский курьер”
8 февраля 2009 г.