Архитектурные проекты / Чужой среди своих

Несомненно, я не самый информированный из тех, кто был знаком с Сергеем Кухто. Есть друзья, есть родственники. Однако никто из них до сих пор не создал тематическую страничку где бы то ни было (или гугл просто не нашел ссылку). На мой взгляд, это неправильно. Особенно для Витебска.

Время идет. Что-то забывается. Кто-то уходит…

(Юра Захаров, Брус Василий Иванович уже не расскажут того, что знали о витебских кентаврах.)

Готовя этот материал, я затратил несколько дней только на то, чтобы отрыть в своих старых архивных дисках папку с фотками и сканами, которые я делал в те уже далекие годы конца 90-х прошлого века.

Но все-таки нашел!

(Возможно, в материале есть какие-нибудь ошибки, буду рад если знающие люди поправят меня. Также буду благодарен, если вы пришлете имеющиеся у вас материалы, которыми можно было бы дополнить подборку).

Снимки работ:

Февраль

масло.медь.68х68 см 1992 г.

58b456b8de6a0cca8fdd6830a68e9acd[1]Эта работа была выполнена не на холсте, а на квадратном куске текстолита, с медным покрытием с обеих сторон. Из такого материала травят печатные платы для электротехники. Практически вечный материал давал идеально ровную поверхность.

В картине удивительным образом сработано небо. Каждый мазок имеет свою выверенную направленность, что при учете неровностей, образуемых бороздками от щетинок кисти, проведенных в полупрозрачном слое масла, заставляет свет играть таким образом, что низко нависшие облака словно имеют реальный объем.

Никакая фотография, к сожалению не в состоянии передать этот эффект. Более того, почему то фотографии вообще, как правило не удавались. Чтобы немного приблизить вас к степени проработки картин, приведу здесь фрагмент скана с этой работы:

c43277b01a3565ee97a9e3d9000dc241[1]

Скан, нажаль, тоже не гут! Но я ни тогда, ни теперь так и не стал большим спецом по сканированию и вытягиванию в фотошопе изображений…

Может кто из умельцев готов справиться лучше — я могу передать имеющиеся у меня файлы.

Еще пару слов про эту работу.

Несколько замечаний критического характера.

Линия леса на горизонте с одной стороны, неплохо подчеркивает движение влево , но с другой выглядит будто игла, что представляется мне достаточно искусственной линией, при всей ее необходимости.

Многие фигуры у Кухто статичны, словно памятники, хотя художник порой придает им явно выраженное движение. По этой работе тоже мы с Сергеем вели дискуссии на тему памятника. В частности, я считал, что коль скоро Кентавр идет по снегу, в районе копыт у него должны как минимум иметься следы снега. Иначе создается впечатление, что он уже не один день стоит здесь, подняв заднюю ногу. Кроме того, мне всегда были «не по вкусу» следы на снегу в его исполнении. Мне хотелось, чтобы они были более естественно прочерчены по глубине теней. Но, возможно, я был и не прав. 🙂

Знаете, чем для меня отличаются работы Сергея Кухто от всех этих бесконечных натюрмортов и пейзажей витебских (и иже с ними) художников?

Сюжетностью.

Вот что отличает настоящую живопись. В сюжете есть позиция, есть смелость высказывания своей точки зрения на мироздание, нонконформизм. И сейчас вы убедитесь, насколько сюжет богаче, нежели красивости компромисов в букетах и подобных им упражнениях.

 Хирон со спартанками

масло.холст 37х41 см 1993 г.

503d2a2c29df06dca53b31a3caef8f8b[1]

 

Ниже — она же, сканированная:

2d44c7026c28487a613c2c7b6a82f802[1]

Возле правого плеча Хирона имеется белое пятнышко. Это дзирочка в холсте, оставленная Олегом Седловским ударом по картине в процессе не совсем трезвого спора об искусстве в мастерской Саши Павловского. 🙂

Большее увеличение фрагмента:

97be10372a145f0d47e3fc5fee4e75b0[1]

Возможно, каждая из работ и не представляется чем то исключительным, но когда они собираются в ряд, они словно переходят в иное качество, усиливая энергетику друг друга.

Сумерки. Полкан

масло.холст. 43х53 см 1994 г.

6c25c0578d67ba1b1e8134fd196dee56[1]

В натуре снег в картине словно светится изнутри легким лиловым оттенком.

В этой работе присутствует еще один магический эффект техники Кухто: в сумерки, при определенном угле рассеяного освещения чуть правее головы Полкана сквозь облака проявляется неяркий диск полной Луны.

Фрагмент:

ce51b0e65da855391dfb57e87da43c9d[1]

Нижеследующая картина родилась по моей просьбе, как повтор более ранней, ушедшей в чьи-то руки, где Арлекин был в шмотке с алой клеткой и с прижатым к боку деревянным мечом в руке (Арлекин с деревянным мечом. 1995 г.). У той картины было иное настроение. Она нравилась мне безумно. Но Сергей не писал точных копий своих картин. И ничто не могло заставить его это сделать. Возможно, эта работа и неплоха, но мне она слишком напоминает о той, начальной. Где она сейчас? 🙁

4a6f5c7d128551b409b85766b4ccb911[1]

Интересно сопоставить сохранившуюся фотографию самого Сергея над одним из витебских оврагов

4e3d2386f013bcadcefb9644f210d91d[1]

Более крупно я привожу фрагмент, чтобы показать снег, который лежит на плечах и треуголке (можете увеличить). Но даже скан не передает то, как этот снег падает на картине!

b550d9403109f87ca0e2e3b51c208bb3[1]

Кухто не тиражировал свои картины, но когда тема не давала ему покоя, он визуализировал ее с разных ракурсов так, словно один кадр был не в силах рассказать о всей истории. В результате появлялись знаменитые серии Кухто.

Одна из них — это Полкан над оврагом, словно Назiральнiк над Витебском деревянных построек.

Вот еще из этой серии:

Домик в овраге. 1996 г.

10f06719741ed85b5c412f4b68a2651d[1]

Другая серия: Привал.

Привал 1.

a48375bf477d775668e1afd5bd217518[1]

 

 Привал 2.

Привал 2

 Привал 3.

масло.холст. 55х45 см 1994 г.

bba5a831661d33e6b5223bf604f1a98e[1]

Кентавр с лицом Сергея Кухто.

Фотографии даже не осталось, есть только 4 фрагмента сканирования.

Вот один:

6ef6a973a23fb44e54a2badb94b738f0[1]

 

 Переправа

масло.холст 95х76 см 1994 г.

397215e13a5cabacfb2b16edbe9a1327[1]

Этой картиной я просто болел. Ничего более впечатляющего мне видеть не приходилось. То есть внутри было всё — и сила, и мужественность, и забота и нежность. Особенно нравился кинематографический прием кадрирования. Когда граница кадра сознательно формировалась в обрез верхней части головы, что заставляет Кентавра двигаться, буквально выдвигаться из картины вперед.

В дополнение к этой теме есть такие работы:

4df93b3272e96951d9d07b05a624c9c7[1]

Ледоход

e192ce7a7ae365e18ad6ab0b5f91a539[1]

 

Еще серия

У озера

0518b000f0d124489d9ee03031f56177[1]

С этой работой у меня тоже связано переживание чуда.

Мне довелось несколько часов провести в комнате, где эта картина висела на стене. Солнце уже клонилось к вечеру и на стене по обоям заскользил вертикальный светлый луч, образованный оконным проемом. Постепенно перемещаясь, он подобрался к левому краю картины и высветил вертикальную зону в этой части, буквально оживив ее. Она наполнилась светом, который оторвал ее от остальной плоскости картины. Спустя какое то время один сюжет картины закончился и действие перешло правее, на фигуру с маленьким кентавром. Она заиграла совершенно новыми живыми красками, и спустя несколько минут, повествование переместилось далее, приводя меня в совершеннейший восторг! Видите, там на заднем плане женская фигура на фоне вывешенных на просушку сетей? Была рассказана и ее история, и история маленькой девочки-подростка на переднем плане, и особая история у той группы коней справа…

Там, в картине, это все записано!

Другой ракурс:

1706c7fb16529c315502dd1590aa953c[1]

или с таким светом:

484e1b8eccc9d022ccb6f68ed22b86cf[1]

Нашел я и выставленную на продажу в просторах интернета копию другого художника с картины Кухто:

0861aa820f52bb26b9c4fdcbbce173e1[1]

Еще ряд работ (причем не все — о Кентаврах!)

e0e66cf4a0ae0980444f702f29767d2e[1]

 

6d87e3d4805ee904c2e8ab848874b292[1]

Радуга. 1997г.

81b7261d8c9b2c6615e4a14665fad48f[1]

 

 

 

За информацию спасибо блоггеру ArhiKarp.

4 thoughts on “Архитектурные проекты / Чужой среди своих

  1. Продам оригинал картины С. Кухто «майская вакханалия». Все вопросы и предложения на e-mail. goa-1963@mail.ru

    • Готов рассмотреть ваше предложение по картине С.Кухто. Сообщите ее размеры,технику исполнения,стоимость. Вышлите изображение,полностью и с фрагментами картины.

  2. спасибо Вам огромнейшее!!!! я уже года 3 ищу хоть какие-то фото раюот художника, безумно люблю его картины. Как то удалось побывать на выставке в Витебске. и больше никогда не забывала, его картины это нечто, столько энергии! и еще огромное спасибо за качество фото, что-то уже можно разглядеть)

Comments are closed.