Об экспозиции работ живописца Сергея КУХТО, располагавшейся в Витебском областном краеведческом музее, «Курьер» уже писал. Два с половиной месяца она не покидала стены выставочного зала ратуши и стала в нашем городе самой длительной по времени. Тому причина — своеобычность творчества художника, которое по истечении времени становится все более притягательным для его осмысления и нашего стремления понять глубину внутренней трагедии живописца.
Сергей Кухто родился в 1959 году. Трагически ушел из жизни в 40лет… Материал, который мы публикуем, подготовлен женой и сыном художника.
«….помню смутно: мы с матерью стояли возле окна, и она мне нарисовала жеребенка, настолько хорошо, мне тогда показалось, что вот-вот он запрыгает на своих длинных ногах. Я был восхищен». (Из детских воспоминаний СКухто).
15 лет. К этому времени — толстая папка с рисунками, в основном лошади, наброски и большая мечта с очень высокой планкой, которая казалась недосягаемо высокой. Поступил в Минское художественное училище имени А.К.Глебова, проще — Глебовское. Много времени проводил в библиотеке: изучал художников, их технику, композицию, постигал секреты их живописи, проводил эксперименты с красками, грунтами, растворителями и лаками, вел записи в тетради, Из преподавателей запомнились Н.Ф.Прокопенко (рисунок), К.Ф.Шестовский (живопись, композиция). Некоторые высказывания Кима Федоровича Сергей пронес через всю творческую жизнь.
Вообще учителями были мировой художественный опыт и жизнь. Сергей копировал художников эпохи Возрождения, Жерико, Энгра, Рубенса, Сезанна. Копировал «Арлекина» Сезанна и в его технике писал свой автопортрет. Преклонялся перед Пуссеном.
В блокноте 19-летнего юноши был составлен план по самообразованию, куда входили совсем разные науки: геология, биология, история происхождения Земли и жизни на ней, история цивилизации, искусств, философия» и т.д. Через прошлое Земли в будущее. «За утро я, бывает, нахаживаю по 15 км по окраинам, много нового увидал и передумал». ‘»
Армия. Служба на Дальнем Востоке. Строительство станций Ургал II и дальше. Впереди шли те, которые делали просеку. Сергей иногда уходил в марь, сопки — это как отдушина. Нет возможности заниматься любимым делом, нередки спады. Но в армии была хорошая библиотека. Прочитаны лучшие произведения мировой классики, в том числе белорусской. Одолевают размышления о бренности мира.
«…ведь это людям совсем или почти совсем не нужно. Даже мрамор не вечен, он разрушается от времени. А что картина… Ведь сравнительно скоро не станет ни Джоконды, ни Мадонны Конестабиле; все равно они станут пылью, как их ни реставрируй… И еще мне будет жаль Джоконду, но почти никто не думает жалеть женщину, которая была моделью к ней…» (Из писем 1978-81 гг.).
Удивляет умение художника, рассматривая репродукцию, сравнивать ее с ранее виденными в целом и в деталях. Нужно иметь уникальную зрительную память, знать историю, географию, этнографию. Художник постоянно пользовался «Большим атласом мира». Из армии прислал репродукции, свои рисунки и размышления. А вот и первое упоминание о кентаврах. «Хочу нарисовать кентавра со своим лицом и телом…» (Из писем 1978-81 гг.).
«Я сейчас переживаю трудное время, я всерьез перестаю верить в то, что занимаюсь нужным делом, перестаю верить в себя… как реализатор я посредственный. Просто я нестандартный мыслитель в плане изобразительных искусств. …ведь, если взять графическую идею, я убежден, что она может висеть рядом с Джорджоне, Тицианом, с их обнаженными. Но исполнена она до ужаса сносно…» (Из писем 1988 г.).
Работа уничтожена, холст отмочен. Лошади от маминого рисунка и человек с тонкой чувствительной душой через мифы Древней Греции сливаются воедино — так рождается кентавр.
Художник построил над городом мастерскую, где удобно было работать, открывался великолепный обзор. «Быть свободным художником — непозволительная роскошь». (СКухто).
Около 20 лет понадобилось, чтобы привести в гармонию составляющие художественного произведения: к графичесго-муталанту мастера, неординарному мышлению присоединилось видение цветовое в той мере, чтобы работа была гармоничной. Сколько души вложено в каждую работу, а значит, времени! Сколько было талантливых набросков, эскизов, начатых работ!
Реализация не успевала за мыслью. Из года в год, изо дня в день художник писал свои полотна, дожидаясь того же состояния, времени года. Этот период уходил, художник поворачивал работу к стене до следующего года. Завершенность работы была условной, поэтому завершенных работ по меркам художника было мало. Немало их ушло за границу, более 40 — в Беларуси в частных коллекциях, и это за период 1992-1999 гг. Некоторые работы оставались незавершенными навсегда — художник их перерос. Некоторые сюжеты повторялись, но с несколько иным текстом и под другим углом видения.
Тема одиночества — это глубоко философский вопрос и звучит со многими оттенками. Анализируя эти полотна, можно выделить несколько подтем. В работах «Детство Полкана», 1998 г., «Спящий Полкан», 1998 г., «Полкан под выво-ротнем», 1992 г., «Полкан на охоте», 1998 г., «Полкан с чижами», 1998 г., он охотится, отдыхает, размышляет, играет на лире, слушает птиц — он один, но нет в его одиночестве тоски.
В работах «Кентавр», 1992 г., «Сумерки», 1994г., «Арлекин с деревянным мечом»,1995г., «В конце зимы», 1998 г., образ Арлекина дает новое состояние кентавру. Есть ранний подмалевок, где художник надевает костюм Арлекина, и совсем в стороне «Домик в овраге», 1996 г. Мог бы войти и быть, но путь его предначертан ранее. Как человек художник не был одинок. Его любили, а любовь вечна. Как вечны глаза, плывущие вместе с облаками.
Работы «Прекрасная провинциалка», 1994-1995 г., «Майский брод», 1995 г., «Мутный брод», 1996 г., «Радуга», 1997 г., «Антоновские яблоки» — тема спутницы земной. Он, она и знаки любви в молчании, во взгляде, букете, наслаждении жизнью, ее простотой и уникальностью. Любовь земная, но…
Далее «Метель», 1997 г., «Ноябрь. Озимые», 1995 г. Снег и ветер заметают следы путников, и что-то ждет впереди. На спутнице ясеневая накидка. В работе «Февраль» кентавр несет ветку ясеня как знамя. Ясень — символ чистоты. И далее «Переправа», 1992 г., «Переправа», 1994-1997 гг. Работы символичны. Переправа через реку жизни, идущей впереди, спутница вдохновения — муза и привал после долгого пути.
«Привал», 1992 г., «Привал», 1993 г., «Привал», 1994 г. В каждой работе образы спутницы, природы, музы сменяют друг друга, сливаются: все идет по спирали и, если быть внимательным, находит свое объяснение. Женские образы художник собирал всю жизнь. В любой работе он отталкивался от натуры, но если по замыелу нужен был определенный цвет глаз, форма носа, губ — он менял их.
Особое место в творчестве занимает образ Хирона: «Хирон со спартанками», 1993 г., «Хирон со спартанками» (на зрителя), «Воспитание Ахилла», 1995 г. Создается впечатление, что это сосуд мудрости, глубокого молчания или думы в себе, осознание. Завершает поход «Хирон в стране гипербореев», 1996 г. В стране великих людей, возможно, оценят его.
Несколько лет время от времени Сергей читает роман Апдайка «Кентавр».
Кентавр начинает тяготить художника, зреет новый кризис. Октябрь 1999 г. Отнята мастерская, дочитана книга. Кентавр уходит и в книге, и в жизни. Ему легко и неодиноко в одиночестве, наедине с самим собой. За ширью, безграничным пространством он не замечает мельчайших деталей, воспринимая все в целом, в видимом движении, в сильных порывах. Кентавр никогда не вмешивается, он независим, и от него не должны зависеть, чтобы не причинять себе боль. Он центр всего окружающего, он созерцает, он видит и понимает мир. Вероятно, объяснением жизни кентавра может служить его необыкновенное появление. Он не человек, но и не зверь. Казалось бы, он не может существовать, но это вполне возможно. Когда он смотрит на необъятный простор, он наполняется силой, в нем возникает гордость за чудесную участь — быть во главе всего. Он странник, путник. Кентавр всегда свободен…
Раиса КУХТО, Владимир Кухто.
Авторы выражают благодарность директору музея Ольге Окуневич, которая нашла возможность экспонировать выставку Сергея Кухто несмотря на определенные традицией временные рамки.