Сергей Кухто. Витебский кентавр

12 декабря 2014 года в 17.00 в переходной галерее Национального художественного музея Республики Беларусь состоялось открытие выставки произведений живописи и графики Сергея Васильевича Кухто (1959 — 1999) «Витебский кентавр». Экспонирование выставки началось 13 декабря 2014 года и продлилась по 19 января 2015 года.

Вспоминая детство и истоки своего пути в искусство, Сергей Кухто писал: «Помню, как мы с матерью стояли у окна и она мне нарисовала жеребенка настолько хорошо, что мне показалось, вот-вот он заскачет на своих длинных ногах. Я был восхищён!». Позже, уже во время учёбы в школе, он очень любил путешествовать. Забрасывал портфель в снег и шел играть по старому городу и Витебским оврагам. Мечтал стать художником. До пятнадцати лет накопилась толстая папка с уже собственными рисунками, большинство которых составляли наброски и зарисовки лошадей.
В конце 1970 — х годов Сергей Кухто напишет: «Хочу нарисовать кентавра со своим лицом и телом». Это было начало создания собственной мифологии. Образ кентавра, который складывался на протяжении многих веков, художник словно примерял на себя, чувствовал близость и сходство с этим персонажем, которого Хорхе Луис Борхес в своей «Книге вымышленных существ» назвал «самым гармоничным созданием фантастической зоологии». Позже кентавр на полотнах художника будет представать то гордым Наполеоном, то ироничным Арлекином, то простолюдином Полканом.
Кажется, в образе мифического существа Сергея Кухто особенно привлекал конфликт, заложенный в самой сути кентавра: соединение мужской солярной силы (образ лошади) и высокого духа человека. Вместе с тем у витебского художника кентавры не похожи ни на классические изображения, ни на аналогичных персонажей большинства современных авторов. Сергей Кухто подчёркнуто индивидуален, в его полотнах нет ни дикой чувственности, ни показной демонстрации атлетической мускулатуры, ни бешеного эротизма, ни популярной для постмодернистской эпохи стилистики «фэнтези», в рамках которой происходила идеализация и мистификация современного образа кентавра.
Подавляющее большинство известных нам живописных композиций созданы Кухто в период 1992 — 1999 годов. Некоторые из сюжетов его полотен и зарисовок повторяются, но интерпретируются иначе. Сергей Кухто не писал точных копий своих картин, не тиражировал удачно найденные сюжеты. Но особенно волновавшие его темы и образы нередко превращал в целые серии.
Созданый Сергеем Кухто мифологический мир был уже далеко не античным. Мифы наполнились новыми смыслами. Однако несмотря на свободную интерпретацию образы Кухто не лишены сакральности. Творец стремился максимально глубоко постичь своего героя и искал его. Внимательно вчитывался в строки романа «Кентавр» Джона Апдайка, где прошлое и настоящее загадочно переплетены.
Уже в композиции «Кентавр», а позже в «Арлекине с деревянным мечом» и «В конце зимы» художник показывает кентавра одетым, как Арлекин. Одежда этого персонажа комедии дель арте, украшенная узором в форме ромбов, стала в искусстве символом соответствующего настроения. Сочетание костюма Арлекина с треуголкой или двурогой шляпой (бикорн), некогда популярными головными уборами у офицеров европейской, русской и даже американской армии с конца XVIII века, чётко подчёркивает особое состояние героя, к отражению которого в своих живописных произведениях когда-то приближались Поль Сезанн и Пабло Пикассо. У некоторых кентавров Кухто двууголка одета углом вперёд, словно подчёркивая, что её владелец — чин императорской свиты.
Одна из посетительниц выставки Кухто в Полоцке написала в Книге отзывов: «Очень непросто быть кентавром, когда вокруг тебя одни люди». Сергею Кухто некоторое время это всё же удавалось. Сегодня большинство произведений художника разошлись по разным коллекциям. Немалая часть их за пределами Беларуси — в Голландии, США, Израиле, России, Чехии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *